Подготовка детей и молодых людей к зрелости всегда была труднейшей задачей человечества, в центре которой лежат
проблемы сексуальности людей и их сексуальных отношений. Сегодня мы живем в мире, охваченном эпидемией СПИДа,
поэтому то, каким образом мы решаем эту проблему, является нашей важнейшей возможностью остановить распространение этой эпидемии. Во многих обществах бытующие установки и законы препятствуют открытому обсуждению вопросов сексуальности и сексуального поведения, например, вопросов контрацепции, абортов и сексуального многообразия. Чаще всего право мужчин на власть никем не оспаривается, в то время как девочки, женщины и сексуальные меньшинства такого права лишены.

Родители и семья играют важную роль в формировании наших взглядов на сексуальную и социальную идентичность. Родители должны иметь возможность обсуждать со своими детьми физические и поведенческие аспекты сексуальности человека, а дети должны получать информацию, приобретать знания и навыки, которые позволяли бы им принимать ответственные решения по вопросам, связанным с сексуальностью, сексуальными отношениями, ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем.

В настоящее время слишком мало молодых людей получают адекватную подготовку, что оставляет их уязвимыми к принуждению, злоупотреблениям, эксплуатации, нежелательной беременности и инфекциям, передаваемым половым путем, включая ВИЧ. Во Всемирном докладе ЮНЭЙДС об эпидемии СПИДа за 2008 г. отмечалось, что лишь 40% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет имели достоверные знания о ВИЧ и путях его передачи. Получение таких знаний становится еще более актуальной задачей в связи с тем, что на долю молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет приходится 45% всех новых случаев ВИЧ-инфицирования.
Нам предстоит выбирать: либо мы бросаем детей на произвол судьбы и вынуждаем их самих искать выходы из крайне неопределенной ситуации, характеризующейся наличием неполной или ложной информации и откровенной эксплуатацией со стороны средств информации, Интернета, сверстников и не разборчивых в средствах людей, или же мы решаем проблему обеспечения внятного, хорошо информированного и научно обоснованного полового просвещения, основанного на универсальных ценностях и уважении прав человека. Всестороннее половое просвещение может радикально изменить траекторию эпидемии. Молодые люди ясно требуют более широкого и более качественного полового просвещения, служб и ресурсов, которые позволили бы удовлетворить их потребности в профилактических мерах.

Если мы хотим оказывать влияние на детей и молодых людей до начала их сексуально активной жизни, всестороннее
половое просвещение должно стать частью школьных учебных программ, осуществляемых хорошо подготовленными и
пользующимися эффективной поддержкой преподавателями.
Учителя остаются надежными источниками знаний и навыков во всех образовательных системах, а также ценным ресурсом
для осуществления сектором образования ответных мер на эпидемию ВИЧ. Кроме того, необходимо принимать особые меры по охвату детей, не посещающих школу, поскольку такие дети чаще других становятся жертвами ложной информации и эксплуатации.

Настоящее Международное техническое руководство по половому просвещению основано на тщательном обзоре фактической информации о программах полового просвещения и рассчитано на руководителей и профессиональных работников секторов образования и здравоохранения. Настоящий документ (Часть I) обосновывает необходимость полового просвещения и дает конкретные технические рекомендации, касающиеся характеристик эффективных программ. Сопутствующий документ (Часть II) рассматривает темы и цели обучения в области базового полового просвещения детей и молодых людей в возрасте от 5 до 18 лет и старше, а также содержит библиографию полезных ресурсов.

Международное техническое руководство предназначено не только для стран с высоким уровнем распространения эпидемии СПИДа, но и для стран с ограниченным или очаговым уровнями. Настоящее Международное техническое руководство по половому просвещению разработано ЮНЕСКО совместно с коспонсорами ЮНЭЙДС, в частности ЮНФПА, ВОЗ и ЮНИСЕФ, Секретариатом ЮНЭЙДС, а также с несколькими независимыми экспертами и сотрудниками, работающими в разных странах мира в структурах по распространению полового просвещения.
Все эти усилия свидетельствуют об успехе сотрудничества между различными учреждениями, а также о том приоритетном значении, которое уделяется ООН нашей работе с детьми и молодыми людьми. Эта приверженность подтверждается Планом деятельности ЮНЭЙДС на 2009-2011 гг., который определяет наделение молодых людей возможностями предохраняться от ВИЧ главной приоритетной областью деятельности путем, среди прочего, обеспечения основанного на правах человека полового просвещения и просвещения в области охраны репродуктивного здоровья.

При осуществлении ответных мер по СПИДу разработчики политики несут особую ответственность за управление, принятие эффективных мер и подготовленность к разумному решению поставленных задач в ситуации, когда мир столкнулся с новыми вызовами. Это больше всего относится к необходимости изучать наши точки зрения о сексуальных отношениях и вопросах, которые необходимо обсуждать с детьми и молодыми людьми в условиях широкого распространения эпидемии СПИДа. Я призываю вас прислушиваться к молодым людям, семьям, учителям
и другим практикам и работать с обществом, чтобы преодолеть его обеспокоенность, и использовать настоящее Международное техническое руководство для того, чтобы половое просвещение стало неотъемлемой частью национальных ответных мер на пандемию ВИЧ.

Обе части руководства находятся в одном файле.
Сначала первая - Обоснование необходимости полового просвещения.
Потом вторая - Темы и цели обучения.


FileДействие
UNESDOC UNESCO Международное техническое руководство по половому просвещению. Часть 1, 2. PDF  Скачать