Образование     Профилактика     Сексуальная грамотность  

Разработка настоящего документа - ответ на потребность в стандартах сексуального образования. С недавних пор потребность в таких стандартах стала очевидной в Европейском регионе ВОЗ, который включает 53 страны и охватывает обширную территорию от Атлантического до Тихого океана. В большинстве западноевропейских стран на сегодняшний день разработаны национальные руководящие принципы или минимальные стандарты сексуального образования, но не было предпринято ни одной попытки внедрить такие стандарты на уровне Европейского региона или ЕС. Данный документ – первый шаг к достижению этой цели на уровне общеевропейского региона ВОЗ.

Работа с детьми и молодежью является ключевым условием общего укрепления сексуального здоровья. С целью развития позитивного и ответственного отношения к сексуальности они должны знать о ее рисках и удовольствиях. Только так их поведение станет более ответственным как в отношении самих себя, так и по отношению к окружающим в обществе, в котором они живут.

Более того, цель данного документа - способствовать распространению целостного сексуального образования. В
рамках целостного сексуального образования детям и молодежи предоставляется объективная, научно достоверная информация о всех аспектах сексуальности и, в то же время, оказывается содействие в развитии навыков поведения, основанного на полученных знаниях. Таким образом, сексуальное образование способствует развитию уважительного, непредвзятого отношения и содействует развитию равноправного общества. Сексуальное образование традиционно ориентировано на потенциальные риски проявления сексуальности, такие как нежелательная беременность и ИППП. Такая негативная направленность зачастую пугает детей и молодежь: более того, она не соответствует их потребности в получении информации и выработке навыков, а в большом количестве случаев оно вообще не имеет отношения к их жизни.

Целостный подход, основанный на понимании сексуальности как области потенциала человека, способствует развитию у детей и молодежи основных навыков, необходимых для того, чтобы они самостоятельно могли определять свою сексуальность и взаимоотношения на разных стадиях развития. Это позволит им расширить свои возможности, чтобы полноценно и с полной ответственностью получать удовольствие от своей сексуальности и отношений. Эти навыки также необходимы для того, чтобы защитить себя от возможных рисков.

Сексуальное образование также является частью более общего образования и, соответственно, влияет на развитие личности ребенка. Его профилактический характер не только содействует предотвращению негативных последствий, связанных с сексуальностью, но и может способствовать улучшению качества жизни, здоровья и благополучия. Таким образом, сексуальное образование способствует общему укреплению здоровья.

С ноября 2008 г. по декабрь 2009 г. ФЦПСЗ организовала в Кельне четыре практических семинара, во время которых
группа экспертов совместно разработала настоящие стандарты.
Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ Стандарты сексуального образования в Европе. Распространение сексуального образования – особенно в школах – задача не из легких: часто оно натыкается на сопротивление, основанное, как правило, на страхах и неправильных представлениях о сексуальном образовании. Мы надеемся, что настоящие стандарты сыграют положительную роль в содействии распространению сексуального образования в странах или расширению существующих учебных программ с целью достижения целостного сексуального образования.

Работа над настоящим документом была инициирована Европейским региональным бюро ВОЗ в 2008 г. и проводилась под руководством Федерального центра просвещения в сфере здравоохранения (ФЦПСЗ), Сотрудничающего центра сексуального и репродуктивного здоровья ВОЗ в тесном сотрудничестве с группой экспертов.

Эта группа состояла из 19 экспертов из девяти западноевропейских стран и включала специалистов разных областей от медицины, до психологии и социальных наук. Все члены группы обладают обширным теоретическим и практическим опытом в области сексуального образования. Представители правительственных и неправительственных организаций, международных организаций и научного сообщества принимали участие в процессе, который растянулся на полтора года. За этот период группа собиралась четыре раза для проведения семинаров. Группа согласовала настоящие стандарты сексуального образования, которые, надеемся, будут использоваться странами в качестве руководящих принципов при разработке программ целостного сексуального образования. Настоящие стандарты предлагают практическую помощь в разработке соответствующих учебных планов; в то же время, они могут использоваться для поддержки информационно-пропагандистской деятельности о необходимости целостного сексуального образования в любой стране.

Настоящий документ состоит из двух основных частей: в первой части дается обзор основополагающей философии, обоснование, определения и принципы сексуального образования, а также содержащиеся в нем элементы. В ней представлена широкая концепция целостного сексуального образования и приводятся аргументы, почему оно является особенно важным для молодежи и подростков.

Центральным аспектом второй части документа является матрица, в которой содержится перечень тем, которые сексуальное образование должно охватить в определенных возрастных группах. Несмотря на то, что настоящие стандарты не являются руководством к их реализации, эта часть больше направлена на практическую реализацию целостного сексуального образования в школах.


FileДействие
Стандарты сексуального образования.pdf  Скачать