Согласно данным, полученным в ходе нового Всеукраинского исследования 2018 года: «Здоровье и поведенческие ориентации учащейся молодежи» (HBSC) только каждый четвёртый подросток ежедневно занимается физически активной деятельностью не менее часа в день.

По сравнению с данными, начиная с 2010 года, растёт количество молодых людей в возрасте 15-17 лет, которые вообще не занимаются физически активной деятельностью.

В особенности это касается девочек.

Активность_hbsc

Рис. 1 — Физическая активность и пассивное проведение свободного времени (HBSC-2018, Украина)

Специалисты в области здоровья называют плохую или недостаточную физическую активность одной из причин плохого самочувствия.

Среди симптомов, связанных с минимальной физической активностью отмечают следующие:

  • Быстрая утомляемость, плохая переносимость физических нагрузок, эмоциональная неустойчивость (обидчивость, склонность к конфликтам)

  • Низкая самооценка, подверженность тревожности и стрессу. Малоподвижные дети чаще, чем физически активные дети, курят, принимают спиртное, наркотики.

(из вебинара «Здоровая диета и физические упражнения» (авторы О.Стойка, И. Цисар), март 2018г.)

Анализ данных о самочувствии детей говорит о том, что на «отлично» оценивают своё состояние подростки в возрасте  от 10 до 13-14 лет. А с возрастом часть детей, оценивающих так своё здоровье снижается.

Здоровье_hbsc

Рис.2. — Состояние физического здоровья по оценкам подростков (HBSC-2018, Украина)

«С возрастом происходит интенсивный рост распространенности жалоб, особенно среди девочек, связанных с психоэмоциональным состоянием (угнетённость, раздражённость, нервозность)» — отмечается в исследовании. Поэтому важно, чтобы проблемы, связанные с ухудшением субъективного восприятия подростками состояния своего здоровья нашли отражение в политике и практике общественного здоровья. Иначе неудовлетворительные показатели состояния здоровья в подростковом возрасте будут иметь долгосрочное негативное влияние на общее самочувствие и жизнедеятельность.

При таких данных, вопрос создания условий, в которых дети будут вести активную и интересную жизнь — должен и активно решаться. Прежде всего, речь идёт об обучающих программах в образовательных учреждениях, которые охватывали бы вопросы здорового развития подростков.

C 2016 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Украине реализует проект «Спорт ради развития». Его основной целью является  разработка и внедрение программы партнерства в школьном спорте и физической культуре для достижения социальных и поведенческих изменений.

«В настоящее время спорт выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, которые мощно влияют практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включают в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т. д. Важнейшей становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, и формировании образа и стиля жизни» — говорится в описании концептуальных основ программы спорт ради развития.

Спорт может стать одним из инструментов в обучении жизненным навыкам, которые облегчают адаптацию человека к новому окружению, улучшают и сохраняют здоровье, восстанавливают психологическое равновесие, способствуют физическому развитию.

Photo by Lindsay Henwood on Unsplash

 

 

You may also like