Формативные исследования применяют в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, а также, когда предмет исследования относится к числу малоизученных или вообще неизученных проблем. Этот тип исследований используется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения гипотез и задач, для выявления трудностей, которые могут возникнуть при дальнейшем изучении.

Например, по итогам формативного исследования ЖКС в г. Черкассах был сделан вывод о невозможности проведения биоповеденческого опроса с выборочной совокупностью хотя бы в 100 человек. Во время формативного исследования возникали проблемы с достижимостью ЖКС не только для исследователей, но и для представителей НПО. Группа ЖКС оказалась очень закрытой. Рекомендовано провести опрос ЖКС под видом клиентов, предлагая вознаграждение за интервью, равноценное почасовой оплате за предоставление секс-услуг.

Примеры исследований: