Двадцать лет назад было популярным мнение о том, что основной процесс развития мозга проходит в первые годы жизни человека. Благодаря прогрессу в технологиях создания изображений мозга, нейробиологи сегодня имеют возможность изучать живой человеческий мозг и отслеживать изменения в структуре и функциях мозга.

Этим занимается множество лабораторий в мире, в том числе и лаборатория Сары-Джейн Блейкмор, профессора, когнитивного нейробиолога из Великобритании.

Стереотипное представление о подростках таково: они угрюмые, вредные, стеснительные, часто склонны к риску. Особенно, если находятся в компании друзей. Они хотят стать независимыми от родителей, произвести впечатление на своих друзей.

«Поведение подростков — говорит Сара-Джейн  — было примерно одинаковым всегда. Однако, сейчас у нас есть возможность понять их, исследуя… Сегодня у нас есть подробная картина развития человеческого мозга. И эта картина радикально изменила нашу точку зрения. Мы выяснили, что мозг развивается не только в раннем детстве, но и в подростковом возрасте, а также после 20 и даже 30 лет».

Об этом исследовательница рассказывала на TED Talks ещё 2012 году. За время, прошедшее с того выступления, Сара-Джейн и её команда только утвердились в правильности своих изысканий и в своей лаборатории продолжают исследования в том числе, так называемого «социального мозга» — то есть тех областей мозга, которые мы используем чтобы понять других людей и успешно взаимодействовать с ними.

Мы приводим некоторые выводы, сделанные учёными.

Подростковый возраст определяют как период жизни, который начинается с биологических, гормональных, физических изменений периода полового созревания и заканчивается тогда, когда личность занимает стабильную и самостоятельную роль в обществе. Здесь Сара-Джейн, смеясь, отмечает, что иногда этот процесс может затянутся.

Одна из областей головного мозга, которая во время подросткового возраста меняется наиболее разительно, называется «префронтальная кора». Это очень интересная область мозга. У людей она намного больше, и она задействована в широком ряде когнитивных функций высокого уровня. Например, принятии решений и планировании; подавлении неподобающего поведения — с её помощью вы можете удержаться от грубых слов или глупых поступков. Также она участвует в социальном взаимодействии, понимании других людей и самих себя. Исследования МРТ показали, что наиболее яркие изменения происходят там в подростковом возрасте.

Например, если мы посмотрим на изменения в объёме серого вещества с 4 до 22 лет, то увидим, что в течение детства он увеличивается и достигает пика в начале подросткового возраста.

Пик объема серого вещества в префронтальной коре у мальчиков в среднем на пару лет позже, чем у девочек. Вероятно потому, что у мальчиков период полового созревания в среднем тоже сдвинут на пару лет позже, чем у девочек. Затем во время подросткового возраста в объёме серого вещества в префронтальной коре наблюдается значительный спад. Может показаться, что это плохо, но на самом деле это крайне важный процесс в развитии мозга, поскольку серое вещество содержит тела клеток и соединения между клетками, синапсы, и этот спад в объёме серого вещества префронтальной коры соответствует отсечению синапсов, удалению ненужных. Это действительно крайне важный процесс.
Отчасти он зависит от окружающей среды, в которой находится человек. Синапсы, которые используются постоянно, укрепляются, а неиспользуемые в конкретной среде — отсекаются. Это процесс, позволяющий провести правильную настройку мозга.

То, что иногда воспринимается нами как проблема подросткового возраста — высокая склонность к риску, неумение себя контролировать, застенчивость — не нужно осуждать. Эти качества отражают изменения в мозге и дают прекрасную возможность для образования и социального развития. Исследования мозга показали, что в подростковом возрасте мозг претерпевает глубокие изменения в своём развитии, и это открытие влияет на образование и воспитание. Среда, в том числе образовательная, может сформировать развивающийся мозг подростков, и занимается этим. Это период жизни, когда мозг особенно восприимчив к воздействию среды. Это возраст фантастических возможностей в сфере обучения и творчества.

Исследования показывают, что к середине подросткового возраста уже сформировалась способность слушать правила и применять их. В этом возрасте продолжает формироваться способность принимать точку зрения другого человека и корректировать своё поведение.

И если вам кажется, что ваши ближайшие подростки неспособны считаться с точкой зрения других людей — вы правы. Но только потому, что их мозг ещё не наработал такую способность. Исследования показали, что способность принимать взгляды другого человека для принятия собственных решений претерпевает улучшения в подростковом возрасте и что молодые подростки особенно подвержены влиянию людей своего возраста.

Подростковый возраст связан с рискованным поведением, таким как употребление алкоголя, наркотиков и табака, а также опасным вождением. Префронтальная кора, которая удерживает нас от ненужного и чрезмерного риска в подростковом возрасте, ещё продолжает формироваться. Подростки крайне чувствительны к похвале после рисковых поступков, по сравнению со взрослыми. Тем не менее, социальный контекст в значительной степени влияет на принятие таких решений: подростки с большей вероятностью идут на такие риски, когда находятся со своими друзьями, по сравнению с тем, когда они одни. Кроме того, на восприятие риска у молодых подростков сильнее влияют другие подростки, чем взрослые, тогда как это не относится к любой другой возрастной группе.

Области мозга, связанные с генерацией и регуляцией эмоций, подвергаются длительному структурному и функциональному развитию в подростковом возрасте. На этой стадии развития молодые люди также становятся все более восприимчивыми к таким состояниям, как депрессия и беспокойство.

Photo by Matheus Ferrero on Unsplash

You may also like