«Мы предоставили детям полный доступ к Интернету и социальным сетям и ждём, что однажды, рано или поздно, они научатся осторожности. Это разные вещи — уметь что-то делать, и понимать, что такое осторожность. Когда мы выступаем перед родителями, обычно они говорят, что технологии и социальные сети их не интересуют.»
Это фрагмент выступления аргентинского специалиста по кибербезопасности Себастьяна Бортника. Несколько лет назад он с друзьями основал организацию «Кибербезопасная Аргентина», призванную повысить осведомлённость о безопасном использовании интернета.
В 2013 году организация приняла участие в заседаниях Палаты депутатов, где обсуждался Закон о груминге.
Суть груминга в том,что взрослый вступает в контакт с несовершеннолетним через интернет и путём манипуляций или обмана втягивает их в область секса, от разговоров о сексе до получения интимных фото, записывания на веб-камеру или даже до физического контакта.
Он происходит повсеместно и наращивает обороты.
«Проблема груминга в том, — говорит Себастьян, — что мы думаем если он происходит в виртуальном мире, то как бы его и нет. Но он есть и он реален.» И это одно из многих преступлений в сети, совершаемых против детей.
Как это происходит хорошо показано в этом видео. Оно было создано в рамках информационной кампании Европола «Скажи нет сексуальному принуждению детей и вымогательству в Интернете», и является его адаптацией.
Интернет сломал физические барьеры. Когда мы одни в комнате и подключены к интернету, на самом деле мы уже не одни.
Американская организация THOR провела исследование среди 2100 жертв киберпреступлений. Каждый четвертый ребенок был в возрасте 12 лет или младше. При этом 62% детей соглашались на требования преступников, но в 68% случаев они не иссякали, а наоборот увеличивались.
Возникает вопрос: «Что нам делать?», поскольку такое происходит, когда дети остаются наедине. Ужинают и уходят в свою комнату, закрывают дверь, включают компьютер, мобильный телефон или попадают в боулинг-клуб, на дискотеку?
Интернет — часть жизни детей.
Для взрослых сближение с технологиями равносильно сближению с собственными детьми.
Как же мы можем учить безопасному пользованию интернетом, если ничего об этом не знаем? Образование всегда имело в своей основе два принципа: опыт и знания. Сегодня задача взрослых — направлять детей в области, о которой зачастую мы не имеем представления, а они разбираются в ней лучше. Но невозможно найти ответ, не вникая в те новые вещи, которые кажутся нам неудобными и непривычными.
Сегодня мы можем общаться по новому.
Какое последнее приложение ты загрузил? В какой социальной сети ты общаешься со своими друзьями? Какого рода информацию ты выкладываешь в сеть? Пытался ли общаться с вами кто-то незнакомый? Могут ли общаться таким образом дети и взрослые? Мы все обязаны вести такое общение.
Много раз, когда мы выступали в школах или в социальных сетях, дети спрашивали нас о чём-то или рассказывал что-то нам, о чём они не могли сказать своим родителям или наставникам… рассказывали нам, даже не зная нас. Эти дети должны знать, чем они рискуют, путешествуя по интернету, как соблюдать осторожность, но, пожалуй, самое важное — пока они дети, они могут научиться этому от кого-то взрослого.
Безопасное пользование интернетом должно стать темой обсуждения в каждой семье и в каждом классе страны.
Опрос, который мы провели в этом году, показал, что в 15% школ были случаи груминга на их территории. И это число растёт. Развитие технологий изменило все аспекты нашей жизни, включая то, с какими рисками мы сталкиваемся и как от них предостеречься.
Явление груминга демонстрирует в наиболее болезненной форме необходимость вмешательства в дела детей. Давайте же активно вмешаемся, чтобы это предотвратить. И решение лежит на поверхности: обсуждайте эту тему.