«У этого явления много имен,но смысл один: люди цeпляются за поезда и путешествуют снаружи составов. Чаще всего этим занимаются люди от 15 до 23 лет. Это молодежное экстримальное увлечение со своими традиционными негласными правилами и языком общения.
Зачем этот риск? Это приглашение родителей к диалогу. Для того чтобы заниматься любимым делом и получать адреналин которого так нехватает в жизни подростка нужны деньги, ведь секции дорогостоящие, родители не могут позволить это,а жить хочется сейчас. Поэтому и прибегают подростки к бесплатному экстриму, цена которого — это жизнь.
Приглашаю вас на вебинар «Сегодня я быстрее тебя «смерть» Зацеперы». Где мы поговорим про это молодежное направление.На что нужно обратить свое внимание родителям,какие последствия,как говорить об этом с детьми.»
Тренер: Жуля Наталья Александровна – детский психолог, гештальт-консультант, юнгианский-консультант, магистр психологии, практический психолог сш №67 г. Киева, ведет частную практику.
Проезд снаружи поездов (также используются термины «трейнсёрфинг» (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), «трейнхоппинг» («трейнхоп») (от англ. train hop — запрыгивание на поезд) или «зацепинг» — способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами», «трейнхопперами» или «зацеперами». Для проезда снаружи грузовых поездов также используется термин «фрейтхоп» (англ. freight — грузовой).
История возникновения зацеперов
Практика такого передвижения возникла с момента появления рельсового транспорта и была широко распространена в первой половине XX века, однако на многих железных дорогах в той или иной мере сохранилась и в настоящее время.
На сегодняшний день проезд снаружи поездов имеет распространение во многих странах мира и практикуется преимущественно молодёжью и вольными путешественниками. В некоторых развивающихся странах Юго-восточной Азии, Африки и Южной Америки в связи с хронической перегруженностью железнодорожного транспорта носит массовый характер. Практикующие могут преследовать цель проезда в более комфортных условиях, безбилетного или скрытного проезда, в качестве вынужденной меры в связи с переполненностью вагонов, а также для спортивного интереса. В ряде регионов мира существуют объединения любителей данного способа как хобби.
Со временем, начиная со второй половины XIX века, по мере увеличения размеров и скоростей поездов, практически все пассажирские вагоны стали выпускаться полностью крытыми и оборудоваться дверьми и другими элементами пассивной безопасности для предотвращения выпадения пассажиров из поезда, а пассажирские места начали размещаться исключительно внутри вагонов, позднее аналогичные меры начали вводиться и на трамвайных линиях.
При этом проезд снаружи поездов при отсутствии давки, как правило, применялся пассажирами только в целях безбилетного проезда, и хотя в XIX веке сам по себе проезд вне салона пассажирского поезда во многих странах хотя и мог расцениваться как нарушение правил проезда, но не считался нарушением законодательства.
Кондукторам зачастую предписывалось следить за пассажирами во избежание осуществления проезда вне вагона с их стороны, однако сами кондукторы и работники поездных бригад в процессе следования часто практиковали наружную езду на подножках или крышах поездов и трамваев, и хотя для повышения безопасности их работы также был предпринят ряд мер в конструкции поездов и правилах проезда (на некоторых железных дорогах были введены специальные тормозные вагоны), их они коснулись в существенно меньшей степени, чем пассажиров.
В 1990-е годы распространение данного хобби, в особенности на пассажирских поездах пригородного сообщения достигло развитых стран Европы, США и Австралии.
Подростковый период
Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.
Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:
- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
- неэффективность досуговой системы;
- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров
Зацепинг обеспечивает:
- получение удовольствия от скорости и процесса езды;
- расширенный обзор окружающей местности;
- возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
- возможность сэкономить на оплате проезда;
- возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
- возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
- повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
- по мнению ряда трейнсѐрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.
психологические и социальные причины зацепинга:
психологические:
- склонность к рискованному поведению;
- потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;
- потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;
- дисгармоничность личности;
- изменение установившихся интересов;
- протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу у подростков.
Социальная среда:
- семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);
- социальное окружение;
- неорганизованность досуга, свободного времени.
Факторы привлечение внимания
-появление в Интернете, в том числе в социальных сетях, объединений любителей наружной езды на железнодорожном транспорте;
— распространение видеороликов, показывающих процесс поездки снаружи вагонов;
— освещение в средствах массовой информации этих событий, а также ряда инцидентов, произошедших с осуществлявшими проезд снаружи поездов пассажирами
Причины несчасных случаев
-потеря равновесия и падение с поезда во время движения.
-поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда
— крыша электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
-столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
— падение на рельсовый путь под колеса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами.
Профилактика
-Информирование (родители,педагоги)
-Психологичесая профилактика
-Организация досуга несовершенолетних
-Сотрудничество,межведомственное взаимодействие
-Разработка и реализация программ,способствующих формированию безопасного поведения.