21 января министр юстиции и Генеральный прокурор подписали Приказ о реализации пилотного проекта «Программа восстановления для несовершеннолетних, которые являются подозреваемыми в совершении преступления». Проект начнётся после его официальной регистрации и публикации приказа и продлится шесть месяцев в шести областях.
О том, почему проект важен не только для несовершеннолетних, но и для жертв преступлений, — далее в статье.
В чем суть программы восстановления?
Сегодня в уголовном процессе карательный подход доминирует над восстановительным. Первоочередной задачей государство видит именно наказание преступников, а не восстановление отношений между людьми или предотвращения новых правонарушений. Оно редко заботится о эмоциях пострадавших, их истинных потребностях. Слышали ли вы когда-, чтобы следователь или судья спрашивали потерпевшего: «Вы были сильно подавлены?», «Как это событие повлияло на вашу жизнь?» или «Почему для вас это важно?»
Программа восстановления основывается на восстановительном подходе по уголовным производствам. Основной фокус после конфликта — это восстановление нарушенных отношений между его участниками, связей с окружением и исправления причиненного конфликтом ущерба в соответствии с пожеланиями сторон. Самыми распространенными программами восстановительного правосудия является медиация, круг примирения, семейное групповое совещание.
Программа восстановления использует медиации и привлечения медиаторов для примирения несовершеннолетних правонарушителей с пострадавшими. Посредник способствует сторонам в примирении и помогает выяснить, какого именно возмещения хотят стороны.
Примирение и возмещение является основанием для освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания или даже уголовной ответственности.
Таким образом медиация уже на раннем этапе способствует выведению несовершеннолетних правонарушителей с уголовного процесса, помогает избежать уголовного мира. Это не значит, что нарушитель вообще не будет отвечать, ведь он должен возместить ущерб пострадавшему. А дальше с несовершеннолетним продолжат работу по ресоциализации и предупреждению преступлений.
Похожие программы уже работают в некоторых странах Европы, в США, Австралии, Новой Зеландии. Например: в Грузии с 3000 несовершеннолетних, принявших участие в программе вывода, повторные преступления совершили лишь 134.
Зачем участвовать в программе?
Программа восстановления применяется только при совершении несовершеннолетними преступлений небольшой или средней тяжести. За совершение преступлений небольшой тяжести — например, проникновение в жилище, нанесение легких телесных повреждений — нарушитель получит до двух лет лишения свободы, а за преступление средней тяжести (кража, грабеж) — до пяти лет.
Чтобы стать частью программы, несовершеннолетний должен признать вину в содеянном. Это может отображаться в разных формах, но не должно иметь негативных последствий для несовершеннолетнего или использоваться для его дальнейшего уголовного преследования.
Как обвиняемый, так и потерпевший участвуют в бесплатной программе добровольно и могут отказаться на любом этапе.
Программа не применяется, если это уже не первое преступление, совершенное несовершеннолетним. Он не сможет использовать такую процедуру для регулярного ухода от уголовной ответственности. Наоборот, процесс должен способствовать возникновению чувства ответственности за содеянное. Осознав весь объем причиненного ущерба, потерпевший получает шанс самостоятельно уладить проблему.
Почему же в этом процессе должна принять участие пострадавший?
В отличие от привычного судебного процесса, программа восстановления помогает не просто быстрее получить возмещение, а самому влиять на то, каким будет это возмещение.
В последующие шесть месяцев программа доступна только для жителей Донецкой, Одесской, Луганской, Львовской, Николаевской и Харьковской областей. Но во время брифинга 21 января министр юстиции заявил: «Рассчитываю, что проект через полгода станет полноценным и заработает по всей стране».
Каковы основные этапы?
1. Сообщения и получения согласия сторон. Прокурор обязан сообщить сторонам, если их дело подпадает под критерии применения программы. Если прокурор не сообщил об этом, стороны могут самостоятельно обратиться в региональные центры бесплатной правовой помощи (БПП) для привлечения медиатора.
2. Передача информации о деле в региональный центр БПП и назначения медиатора. Если стороны согласились принять участие в программе, прокурор в течение одного дня должен передать информацию в БПП, чтобы координатор программы назначил медиатора. В четырех из шести пилотных регионах адвокаты системы БПП уже прошли специальное обучение.
3. Предыдущие встречи медиаторов и сторон. Перед встречей сторон медиатор должен увидеться с каждым отдельно, подготовить их к дальнейшему процессу и проверить готовность принять в нем участие. Такие действия предотвращают дополнительные волнения у пострадавшего. При этом следует проверить, пострадавший сможет ли положительно повлиять на несовершеннолетнего преступника. По сценарию, когда потерпевший имеет наркотические склонности или неоднократно привлекался к уголовной ответственности — дополнительное общение вряд ли поможет несовершеннолетнему осознать негативные последствия своих действий.
4. Медиация. Медиация является полностью конфиденциальным процессом, и сам медиатор не сможет свидетельствовать в суде против обвиняемого. Это противоречило бы основному принципу работы медиатора — нейтральности. Медиация начинается с того, что стороны имеют возможность услышать друг друга и получить ответы на вопросы: Почему он / она так поступил / а со мной? А что я такого сделал? Какой вред нанесла то или иное действие?
Эта часть процесса побуждает стороны осознать: иногда украденный телефон — не просто вещь, а важные контакты и бесценные фото для потерпевшего. В то же время это может быть попыткой несовершеннолетнего нарушителя найти деньги на еду. Медиация также дает возможность сторонам самостоятельно решить, как урегулировать конфликт между ними, как возместить вред, причиненный потерпевшему.
То есть с помощью медиации стороны без судебного процесса могут решить, как урегулировать конфликт. К примеру, за мелкую кражу из автомобиля несовершеннолетнего могут попросить отремонтировать замок или помыть авто. За кражу телефона у бабушки — помогать ей с покупками, читать газеты или научить пользоваться компьютером.
Как показывает практика, пострадавший редко хочет видеть ребенка за решеткой. Чаще всего он хочет чувствовать себя в безопасности. Медиатор, прокурор или даже суд не навязывают своих решений. Вид возмещения вреда — это исключительно дело сторон конфликта. Медиатор в процессе — для построения диалога и заключения соглашения по условиям сторон.
5. Возмещение вреда и участие в ресоциализационных программах. Обычно в медиационной сделке чаще всего определяется, как и в какие сроки нарушитель возмещает ущерб пострадавшему. И сами проблемы, которые побудили его к совершению преступления, часто остаются без внимания. Поэтому вводятся дополнительные меры, которые бы помогли несовершеннолетнему преодолеть склонность к алкоголю/агрессии, научиться строить социальные связи, найти новое увлечение или работу. Для этого региональные центры заранее заключают меморандумы с ГУ «Центр пробации».
Соглашения заключаются и с другими государственными/негосударственными учреждениями, которые имеют опыт в ресоциализации и личностном развитии. Такими учреждениями могут быть общественные организации, волонтерские службы, частные предприятия — все, кому под силу предложить образовательную, психологическую и любую другую поддержку. Сюда относятся и занятия по борьбе с гневом, и профориентационные программы, художественные или спортивные кружки. Главное требование к таким мерам — помогать, а не вредить. Если привлечение к определенным видам деятельности может подорвать авторитет несовершеннолетнего перед сверстниками, проведение таких мероприятий с нарушителем недопустимо.
Юридические последствия
Сегодня законодательство позволяет освободить от уголовной ответственности нарушителей, совершивших преступления небольшой или средней тяжести при определенных условиях. Это касается случаев действенного раскаяния; или когда стороны примирились и нарушитель возместил вред; или если несовершеннолетний потерял общественную опасность (в связи с изменением условий жизни или ситуации).
Если суд удовлетворит соответствующее ходатайство прокурора, то у несовершеннолетнего судимости не будет.
К примеру, за кражу 500 грн несовершеннолетнему грозит до трех лет заключения. По результатам же программы восстановления, если несовершеннолетний возместит ущерб и примирится с потерпевшим, уголовное производство закроют. При этом несовершеннолетний получит услуги по ресоциализации и личностному развитию.
Программа полезна и для пострадавших. Она ускоряет возмещение, в том числе, и нравственное. А кроме этого — уменьшает нагрузку на работников системы правосудия и госбюджет.
Автор: Фундація DEJURE
Источник: https://dt.ua/