Согласно данным, полученным в ходе нового Всеукраинского исследования 2018 года: «Здоровье и поведенческие ориентации учащейся молодежи» (HBSC) только каждый четвёртый подросток ежедневно занимается физически активной деятельностью не менее часа в день.
По сравнению с данными, начиная с 2010 года, растёт количество молодых людей в возрасте 15-17 лет, которые вообще не занимаются физически активной деятельностью.
В особенности это касается девочек.
Рис. 1 — Физическая активность и пассивное проведение свободного времени (HBSC-2018, Украина)
Специалисты в области здоровья называют плохую или недостаточную физическую активность одной из причин плохого самочувствия.
Среди симптомов, связанных с минимальной физической активностью отмечают следующие:
-
Быстрая утомляемость, плохая переносимость физических нагрузок, эмоциональная неустойчивость (обидчивость, склонность к конфликтам)
-
Низкая самооценка, подверженность тревожности и стрессу. Малоподвижные дети чаще, чем физически активные дети, курят, принимают спиртное, наркотики.
(из вебинара «Здоровая диета и физические упражнения» (авторы О.Стойка, И. Цисар), март 2018г.)
Анализ данных о самочувствии детей говорит о том, что на «отлично» оценивают своё состояние подростки в возрасте от 10 до 13-14 лет. А с возрастом часть детей, оценивающих так своё здоровье снижается.
Рис.2. — Состояние физического здоровья по оценкам подростков (HBSC-2018, Украина)
«С возрастом происходит интенсивный рост распространенности жалоб, особенно среди девочек, связанных с психоэмоциональным состоянием (угнетённость, раздражённость, нервозность)» — отмечается в исследовании. Поэтому важно, чтобы проблемы, связанные с ухудшением субъективного восприятия подростками состояния своего здоровья нашли отражение в политике и практике общественного здоровья. Иначе неудовлетворительные показатели состояния здоровья в подростковом возрасте будут иметь долгосрочное негативное влияние на общее самочувствие и жизнедеятельность.
При таких данных, вопрос создания условий, в которых дети будут вести активную и интересную жизнь — должен и активно решаться. Прежде всего, речь идёт об обучающих программах в образовательных учреждениях, которые охватывали бы вопросы здорового развития подростков.
C 2016 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Украине реализует проект «Спорт ради развития». Его основной целью является разработка и внедрение программы партнерства в школьном спорте и физической культуре для достижения социальных и поведенческих изменений.
«В настоящее время спорт выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, которые мощно влияют практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включают в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т. д. Важнейшей становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, и формировании образа и стиля жизни» — говорится в описании концептуальных основ программы спорт ради развития.
Спорт может стать одним из инструментов в обучении жизненным навыкам, которые облегчают адаптацию человека к новому окружению, улучшают и сохраняют здоровье, восстанавливают психологическое равновесие, способствуют физическому развитию.
Photo by Lindsay Henwood on Unsplash