Сегодня ранним считается материнство в возрасте до 20 лет.
Новые исследования, проведенные в Канаде, показывают, что не только юный возраст матерей, но и бабушек, играет значительную роль в развитии ребенка.
О подростковом материнстве пишет интернет-ресурс WoMo со ссылкой на The Atlantic и материал Alia Wong «The Consequences of Teen Motherhood Can Last for Generations».
Данное исследование интересно и для нас, потому что в странах бывшего Союза тенденцией было выходить замуж и рожать первенцев в 18 — 21 год. Сегодня же средний возраст матерей в Украине составляет 25,8 лет; в Канаде, где проводили исследование, — 28,10 (согласно данных CIA World Factbook и UNICEF).
Нельзя сказать, что связь «богатая страна — позднее материнство» является прямой, ведь, к примеру, в экономически нестабильной Греции впервые мамами становятся в 31,2 года, а в США рожают в 25,4 лет. Но не смотря на то, что современные женщины намного позже становятся матерями, чем их мамы и бабушки, проблема ранних беременности и материнства все еще существует…
Последствия подросткового материнства
Последствия подросткового материнства для ребенка могут проявиться и в физическом плане (преждевременные роды), и в психологическом (более медленное развитие школьных навыков, худшая регуляция эмоций, как следствие — плохая успеваемость в школе).
Дочери матерей-подростков, согласно исследованию, находятся и сами в группе риска раннего материнства.
Конечно же, подростковое материнство — не генетическая предрасположенность. Чаще всего речь идет об унаследовании контекста жизни: бедности, семейной нестабильности.
Ранее материнство само по себе приносит много трудностей и для матери, и для ребенка. К тому времени, как ребенок матери-подростка идет в школу, он уже находится в более слабой социальной позиции, чем его сверстники. Хорошие новости состоят в том, что везде в мире женщины рожают позже, например, в США количество подростковых беременностей сократилось на две трети с 1990 по 2016 год. А плохие новости в том, что последствия подростковой беременности ощущаются даже через поколение.
Проблемы поколений
Исследование, проводившееся в канадской провинции Манитоба и опубликованное в журнале PLOS One, говорит о том, успеваемость ребенка зависит не только от того, была ли его мать подростком при его рождении: даже если мама родила, будучи «взрослой» (после 20 лет), а бабушка, — будучи подростком. На 39% у таких детей больше риска попасть в нижнюю категорию по шкале готовности к школе.
Среди ученых, проводивших исследование, — Элизабет Уолл-Уилер из Высшей школы медицины при Стенфордском университете. Она объясняет, в частности, что исследование проводили в Манитобе, потому что здесь очень удобная и объективная система оценки знаний будущих школьников.
Лучше всего готовыми к школе по развитию навыков и знаний, в результате исследований, оказались дети, у которых ни мама, ни бабушка не были матерями-подростками — только 24% из них показали плохие результаты.
А худшие результаты были у детей, у которых подростковое материнство было и у мамы, и у бабушки — 46% детей из этой категории оказались на последних местах после прохождения теста. Среди детей, чьи мамы, но не бабушки, стали матерями, когда были тинейджерами, 41% не был готов к школе. А в случаях, когда мамы были взрослыми на момент рождения, а бабушки родили до 20 лет, процент неуспеха был тоже же высок — 34%.
Причины семейных проблем
Уолл-Уилер считает, что проблема в бедности и неспособности системы образования «вытащить» из неё детей. «На самом деле это исследование показывает важность поддержки юных матерей, эта поддержка не просто улучшает условия их жизни, но и дает гарантии лучшей жизни их детям и даже внукам.»
Конечно, одни только цифры не дают нам картины подросткового материнства: кроме прочих факторов, важным является то, была ли беременность запланированной, помогали ли молодой матери ее родители.
«Подростковое материнство не есть причиной низкого социального и экономического положения», — говорит Карен Бенджамин Гуццо, социолог из Bowling Green State University.
«Большинство мам становятся бедными не потому, что они — мамы-тинейджеры, а потому, что бедность порождает еще более глубокую бедность.»
Таким образом, и многие дети, и внуки мам-подростков имеют больше трудностей в школе не потому, что они неумные, а потому что они бедные.
Бедность отвлекает их от учебы, а неуспеваемость мамы-подростка может перерасти в пренебрежение образованием, которое передастся ребенку. Уолл-Уилер говорит: «Проще показать, что происходит, а не почему так происходит. Ответ на этот вопрос приводит нас к тому, что проблема неравенства в таких странах, как Канада и США должна решаться более эффективно».
Photo by Matt Hoffman on Unsplash