Большинство детей и подростков тратят на игры на компьютере, планшете, смартфоне, общения в социальных сетях от получаса до двух часов в день. В выходные дни такая занятость вырастает до 3-5 и даже 6 часов в день.
Использование электронных устройств такое количество времени на протяжении недели актуализируется для подростков, чем старше они становятся: от 6,8% среди 10-летних и более 23% среди 16-17-летних.
Это объясняется большим контролем со стороны родителей над детьми младшего возраста, по сравнению со старшим подростковым возрастом.
Об этом говорят данные социологического исследования в рамках международного проекта «Здоровье и поведенческие ориентации учащейся молодежи»
HBSC-2018: «Cоциальная обусловленность и показатели здоровья подростков и молодежи»
Роль родителей в вопросе контроля использования гаджетов и проведения свободного времени отмечает и психолог, специалист по работе с подростками Диана Житняя-Кебас, а среди причин зависания детей в сети и в руках с гаджетами называет следующие:
- Ограниченная свобода в реальном времени
- Неспособность решить какую-то жизненную проблему
По данным опроса каждый десятых подросток на протяжении месяца «часто» или «очень часто» ощущал, что не в состоянии контролировать важное в своей жизни, а каждый шестой говорил о трудностях, которых накапливалось так много, что их невозможно было преодолеть. И эти показатели растут с возрастом.
- Неумение выстраивать реальное общение ( не знают как) – как следствие чувство одиночества.
Что же делать родителям?
- Интересоваться жизнью ребёнка
- Учиться тому, что знает о соцсетях и общении в Интернете он, и чего не знаете вы
Безопасность в сети. Почему об этом важно говорить с детьми?
- Стараться налаживать обратную связь, просить говорить о том, что он чувствует
- Не критиковать и больше уточнять. Все, что можно.
Как наладить контакт
Помочь в отвлечении внимания от такого интернет-досуга могут совместная деятельность и реальное общение, новые традиции (уикэнды, поездки)
Интересный метод «наведения мостов» с ребенком, который завис в виртуальном мире, предлагает и известный детский психолог – Изабель Филльоза.
Речь идет о способе выведения его в реальность.
«Для начала вам нужно войти в этот мир, пространство ребёнка. Подойдите к нему, посмотрите что он делает, присядьте на его уровень или рядом (достаточно и одной минуты).
После этого, тихонько и мягко задайте ему вопрос. Вопрос должен касаться игры/фильма, которым увлечён ребёнок. Обычно такая заинтересованность детям нравится. «Что ты смотришь?» или «На каком ты сейчас уровне?», или «Какой прикольный герой, а кто это такой и что он умеет?».
Если вы видите, что ребёнок не реагирует, не спешите отчаиваться.
Посидите с ним подольше, а потом задайте ещё вопрос. Как только контакт установлен (ребёнок начинает на вас реагировать, отвечать, например), это означает, что он постепенно возвращается из игрового мира в реальный.
Не теряйте этот контакт, продолжайте разговаривать с ребёнком и вот, он уже начинает замечать вообще присутствие, дофамин понижается, но постепенно.
Сообщите ребёнку, что пора ужинать или просто время, отведённое на компьютерные игры, закончилось. Благодаря этому построенному «мосту» вы вернули ребёнка в реальность мягко и безопасно, а следовательно он сможет адекватно реагировать на вас и ваши просьбы».
Photo by NordWood Themes on Unsplash
Читайте также:
Эксперт ООН инициирует разработку правил в интернете для детей
Родитель vs Подросток. Задачи возраста и роль родителей