«Здоровье подростков представляет собой интегральную характеристику, которая отображает влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. То есть комплексным результатом сложного взаимодействия ребёнка с окружающей средой и обществом» — HBSC-2018: «Cоциальная обусловленность и показатели здоровья подростков и молодежи».

Согласно данному исследованию, 79,8% украинских детей позитивно оценивают своё здоровье. Однако эмоциональная окраска зависит от возраста и пола. О «замечательном» самочувствии больше говорят 11-летние, а 15- и 17-летние о «неплохом». С возрастом происходит интенсивный рост распространенности жалоб, особенно среди девочек, связанных с психоэмоциональным состоянием (нервозность, раздражение, подавленность).

Итальянские учёные озадачились темой здоровья подростков и решили выяснить а что имеют в виду дети, когда описывают собственные ощущения здоровья. О том, что они выяснили пойдёт речь ниже.

Для выявления восприятия и описания типичного здорового и нездорового состояния подростка, исследователи выбрали методику группового обсуждения: создание коллажей и мышление вслух. Для участия отобрали 34 15-летних учащихся из старших классов средней школы.

Группе было предоставлено несколько газет и журналов, и модератор попросил каждого участника выбрать изображения (изображения или часть текста) из этих источников, которые, по их мнению, отражают здоровье и значение здоровья или нездоровья.

В качестве второго упражнения участникам было предложено коллективно объединить выбранные материалы, чтобы создать новую гибкую композицию обсуждаемой темы: одну, которая отображала изображения, которые воплощали их коллективную идею здорового подростка, и другую, которая воплощала их общую идею нездорового здоровья.

Групповые дискуссии  — отмечают исследователи — это расслабленные ситуации, в которых участники могут свободно обсуждать и обмениваться идеями, не испытывая давления.

Считается, что повседневные формы общения подростков, такие как анекдоты, шутки или слабая словесная ассоциация, могут раскрыть как можно больше, если не больше, личных чувств по отношению к людям и окружающей среде.

 В итоге анализ групповых обсуждений позволил выделить пять основных категорий:

  1. Внешность
  2. Личные обязательства и цели
  3. Владение имуществом и помещениями
  4. Использование свободного времени
  5. Социальная принадлежность

Представления участников о нездоровом или здоровом подростке были интересно далеки от простого «наличия или отсутствия заболевания». В их рассказах не было никакой связи с какими-либо симптомами, а, например, здоровое питание рассматривалось скорее как функция внешнего вида, как эстетическая концепция, а не как средство улучшения здоровья.

Общеизвестные рискованные виды поведения, такие как курение, употребление алкоголя или употребление легких наркотиков, обычно описывались как выражение одиночества.

Одним из условий здоровья и позитивного отношения подростки указывают наличие какой-либо цели, в том числе цели о будущем, усматривая в этом видимый признак благополучия.

Здесь отмечается, что согласно другим международным исследованиям, здоровье изображается как функциональное состояние, при котором человек может выполнять действия для достижения своих целей как в школе, так и в ближайшем окружении, а в более широком смысле — в жизни.

Участники определили социальную принадлежность как еще один ключевой элемент здорового подростка. Важность семьи изображалась подростками как ценный ресурс в повседневной жизни, так и для благополучия в целом. Более того, наличие позитивных отношений со сверстниками, с которыми друзья могут проводить время вместе, поддерживать друг друга и укреплять доверие друг к другу, также считалось мостом к здоровью.

Положительные отношения с родителями и сверстниками оказывают положительное влияние на здоровье и  препятствуют возникновению рискованного поведения.

Учёные делают вывод, что подростки воспринимают здоровье как активную функциональную концепцию, тесно связанную с окружающей средой. Таким образом, среда, в частности, школы, должны прилагать больше усилий для создания эффективных стратегий, способствующих процессам принятия решений, которые способствуют вовлечению учащихся, семьи и сообщества; вовлечение студентов в планирование их будущего; и помогая им наметить важные шаги для достижения их личных целей, включая жизненные, академические и карьерные цели.

Основные категории и ключевые понятия

Внешность

Здоровый подросток был описан как хорошо выглядящий человек с хорошей (физической) внешностью («[…] красивый , красивый , но не слишком  […]») и в хорошей форме, то есть со здоровым весом. Он/она «[…] обращает внимание на то, что он/она ест фруктыовощибелое мясо» . Нездоровый подросток был изображен как «[…] полныйнекрасивый , и грязный […]» в его/ее внешний вид и поведение: «[…] слишком много ест и ест плохоконфетысладостижареные продукты и тому подобное» .

Личные обязательства и цели

По словам участников, здоровый подросток демонстрирует сильную личную приверженность школе и учебе («[…] посещает хорошую школу  [гимназии или научного лицея] », «[…] участвует во внешкольных мероприятиях»), тогда как нездоровый подросток описывался как ленивый и неряшливый.

У здорового подростка есть цель и жизненная цель, которую участники воплотили в создание четкого плана на будущее, такого как престижная профессия («[…] он обязательно станет врачом или юристом»), а также с влиятельными друзьями и личной удачей, в то время как нездоровый подросток был описан как неудачник или просто безработный. Кроме того, в описании участников нездорового подростка не было социальных отношений. Они были изображены как одинокие люди, которые […] одиноки .

Имущество

Здоровый подросток часто воспринимался как обладатель имущества или помещений, таких как новый телефон, игровая приставка или дизайнерская одежда. В более общем смысле, эти понятия иногда выражались как наличие достаточного пространства, как внутри дома («[…] у него / нее есть своя спальня»), так и снаружи. Нездоровый подросток, с другой стороны, был описан как имеющий родителей с финансовыми проблемами («[…] не имеет денег , чтобы оплатить ипотеку , арендной платы , или счета; […] он / она не может даже позволить себе купить учебники»).

Использование свободного времени

Здоровый подросток был описан как тот, кто занимается спортом и развлекается с друзьями. Нездоровый подросток был изображен как тот, кто не может заниматься каким-либо спортом, потому что он/она «[…] остается домапривязанным к  технологиям современного мира» и с большей вероятностью выражает девиантное поведение, такое как курение и употребление алкоголя.

Социальная принадлежность

Сильное чувство социальной принадлежности, как на уровне семьи, так и на уровне сверстников, было названо важным показателем здоровья. Действительно, здоровый подросток был описан как тот, кто живет в единой состоятельной семье, в которой работают оба родителя.

Нездоровый подросток был описан как принадлежащий к бедной семье, с родителями, которые могут быть безработными «или, возможно, вынуждены досрочно выйти на пенсию», и в которых основной интерес семьи — смотреть телевизор.

Участники также сказали, что у здорового подростка есть друзья, с которыми они разделяют интересы. Это сопоставлялось с определением нездорового подростка: «[…] если вы не можете поделиться тем, что у вас естьэто как если бы у вас ничего не было; […] Все время один».

journal.pone.0218727.t001

 Таблица 1. — Основные категории и ключевые понятия двух образов, которые воплощают коллективную идею здорового и нездорового подростка.

Заключение

Исследователи заключают, что в подростковом возрасте, дети постепенно приобретают более высокий уровень самостоятельности в своем поведении, особенно в том, что касается их здоровья. Чтобы полностью понять значение, приписываемое некоторым из этих поведенческих выборов, которые могут положительно или отрицательно влиять на здоровье, следует учитывать, что подростки не всегда могут использовать свои знания и установки и выражать их в качестве аргументированных ответов на конкретные вопросы, связанные с жизнью. Поэтому важно вовлечь их в совместный процесс распутывания.

Привлечение подростков к планированию своего будущего и оказание им помощи в определении важнейших шагов для достижения их личных целей, включая жизненные, академические и карьерные цели, является подходящим способом решения вопросов, имеющих значение для здоровья подростков.

Photo by Val Vesa on Unsplash

Читайте также:

О чем думают подростки? Актуальный опрос мнения

 

 

Вас может заинтересовать