Фонд ООН в области народонаселения (UNFPA) представил новую молодежную стратегию: «Мое тело, моя жизнь, мой мир».
Речь идет о том, что подростки должны иметь право распоряжаться собственным телом и принимать решения, касающиеся их здоровья. Молодые люди должны иметь возможность реализовать свой человеческий потенциал и на государственном уровне участвовать в решении вопросов, касающихся их жизни. О том, как в Фонде видят практическую реализацию стратегии, рассказывает эксперт Фонда Илья Жуков.
Как мы видим внедрение этой стратегии? Конечно, мы не можем это сделать в одиночку и это не наша задача. Наша задача – помочь правительствам и нашим партнерам в каждой стране двигаться вот в этих трех направлениях – это, с одной стороны. А с другой стороны, задача ЮНФПА – не только поддерживать правительства, но и молодежные организации, для того чтобы они тоже имели «место за столом» вместе с правительством для того, чтобы их вовлечение было значимым. И в регионе мы видим такие примеры: один пример – это Украина. Несколько лет назад там образовалось небольшое движение «Тинэйджайзер» (Teenergizer), которое занимается сексуальным и репродуктивным здоровьем подростков и молодежи – в первую очередь, тех, кто подвержен проблеме ВИЧ-инфекции: либо живет с ВИЧ, либо так или иначе сталкивается с ней. Сейчас это большое региональное движение, которое очень успешно работает и на национальном уровне, и они очень известны на международном уровне. Или, например, Грузия, где мы видим, как правительство вовлекло различные международные организации, разработало очень весомую и сильную государственную стратегию значимого вовлечения молодежи и подростков в решение государственных вопросов, и я очень горжусь своими коллегами из ЮНФПА в обеих странах, которые принимали в этом активное участие.
Сейчас уникальный момент для того, чтобы внедрять программы по сексуальному образованию в связи с тем, что мы смогли собрать научно-достоверные данные об эффективности сексуального образования, о том, что работает, а что нет. Первое руководство по сексуальному образованию было выпущено агентствами ООН в 2009 году.
Международное техническое руководство по сексуальному образованию. Новое издание: 2018 год
Когда оппоненты говорят мне о том, что сексуальное образование способствует или пропагандирует ранние половые связи, или что оно касается только знаний каких-то сексуальных техник – для меня ответ однозначный: эти люди просто не открывали это международное руководство. Если его открыть, то можно найти ссылки на огромное количество научных статей, в которых научными методами, на основе данных из разных стран мира, доказывается, что сексуальное образование не способствует увеличению сексуальных контактов, не способствует увеличению числа инфекций, передающихся половым путем или ВИЧ-инфекции.
На сегодняшний день, мы имеем научно-достоверные данные, что программы, которые ориентированы только на пропаганду воздержания – не работают.
Мы все за воздержание, мы все знаем, что воздержание — единственный надежный способ для того, чтобы оградить себя от заражения любой инфекцией, передающейся половым путем, или от нежелательной беременности. Но реальность такова, что все подростки не могут следовать этой теории, поэтому, чтобы достигнуть целей, с которыми все согласны, образование, пропагандирующее воздержание, следует дополнять сексуальным образованием.
Также я бы хотел сказать, что сексуальное образование должно быть научно обоснованным. Второй момент, когда мы говорим о сексуальном образовании, мы говорим о том, что оно сопровождается составленной программой. Должна быть написана программа на национальном языке, которая будет содержать цели обучения, все основные идеи, которые мы хотим донести до школьников и, соответственно, основные моменты, как мы будем оценивать эффективность этого образования.
Кроме всего прочего, сексуальное образование должно быть конструктивно-преобразующим, то есть конечная цель: когда 18- летний или 19-летний молодой человек или девушка, когда закончит весь курс сексуального образования, самое главное, что это будет самостоятельный, взрослый человек, способный критически мыслить и принимать решения, потому что стопроцентные запреты никогда не работают. Если человек чего-то хочет, то он обязательно найдет обходные пути, как этого достичь. Но если подросток будет обладать информацией, то он или она сможет принять верное решение в данной ситуации для своей жизни и своего здоровья.
Что включает в себя концепция сексуального образования? На примере Технического руководства по сексуальному образованию, во-первых, это отношения: семья, дружба, любовь. Я думаю, что все только «за», чтобы школьники получали такую информацию. Второй вопрос – это культура, общество и сексуальность. Здесь с учащимися рассматривают взаимоотношение этих трех понятий. В третьем разделе речь идет о понятии «гендер» и «гендерное равенство». Четвертая тема – это насилие. Не просто «насилие», а как себя защитить, позаботиться о своей безопасности. Как сказать «нет» своим сверстникам, потому что очень часто подростки получают неверную, опасную информацию или наркотики от своих сверстников и они просто не могут отказаться, потому что не знают, как это сделать. Именно в курсе сексуального образования мы обучаем их этому. Навыки здоровья и благополучия – также важная тема для обучения. Шестая — тело человека и развитие человека. И, наконец, седьмая тема, которая всегда вызывает больше всего оппозиции — это сексуальность и сексуальное поведение. Но опять же, это лишь седьмая тема, которая рассматривается в общем контексте всех восьми. И последняя — это репродуктивное здоровье, где мы говорим с учащимися о беременности, о ВИЧ и об инфекциях, передающихся половым путем.
И из своего опыта, я знаю, что, когда в программе все это доносится до родителей, 90 процентов из них соглашаются, чтобы их дети получали такое образование.
Источник: Новости ООН
Photo by Djim Loic on Unsplash