Нейрофизиолог и соучредитель образовательной платформы Beehiveor Виктор Комаренко об особенностях развития мозга подростков.
(Из выступления на конференции «Подростки. Инструкция к действию»)
Развивайте нейропластичность мозга
Нейропластичность — это когда мозг формирует новые нервные контакты между клетками — синапсы. Синапс — анатомическая структура, обеспечивающая передачу информации от одного нейрона к другому. Этот процесс можно представить так: нейроны, которые одновременно активируются, как бы ищут друг друга за счет образования и роста своих отростков. Последние, контактируя между собой, формируют новый синапс. Так в мозге образуются целые нейросети.
Наши знания хранятся именно в синапсах. В течение детства формируется максимальное количество таких связей. А в подростковом возрасте (12-14 лет) начинается процесс обрезки «лишних» синапсов. Каждый нервный контакт является очень энергозатратной структурой для мозга, также он убирает те из них, которые редко используются. В течение жизни мы ежесекундно теряем около 30 тысяч синапсов. Чтобы предотвратить это, нужно создавать как можно больше новых синапсов.
Лучший способ формировать новые нервные связи — обучение.
Любые новые знания и навыки, новый опыт совершенствуют нас. Такие old-school методы обучения, как конспектирование, перефразирование своими словами услышанного или прочитанного, перевод или воспроизведение в памяти законспектированного накануне очень эффективно стимулируют нейропластичность мозга.
Тренируйте произвольное внимание
Внимание бывает непроизвольное, произвольное и эндогенное (возникающее вследствие внутренних причин, обычно наследственно обусловленное — прим.)
«Самое дешевое» внимание — это то, которое легче вызвать — непроизвольное. Стоит подпрыгнуть, изменить интонацию, плеснуть руками, и ваш мозг среагирует на это.
«Самое дорогое» внимание — произвольное. Оно требует привлечения многих структур мозга. Подростки способны держать произвольное внимание 10 минут, взрослые — до 20 минут. Произвольное внимание требует психических усилий, поэтому сила воли и произвольное внимание — вещи синонимичные.
Как влиять на удержание произвольного внимания? Например, если просто сказать подростку стоять неподвижно, он выдержит недолго. Но если он представит, что является хранителем, который стоит на страже и выполняет важную миссию, тогда держать произвольное внимание будет проще. Правильное построение игровой формы обучения повышает уровень внимания. Поэтому контролируемая со стороны взрослых игра и обучение в действии держат произвольное внимание подростков дольше, чем просто указание «делай, потому что так надо». Недаром игра — одна из самых эффективных форм автоматического обучения.
Провоцируйте выделение дофамина
Подростками руководит дофамин. Именно поэтому им хочется общаться, заводить новые знакомства, они гонятся за эмоциями и рисками. Не последнюю роль здесь играют половые гормоны. У детей до 12-13 лет развитие половых желез тормозится гормоном мелатонином. Но его количество резко уменьшается в подростковом возрасте. Это становится очень заметно по графику сна ребенка: большинство подростков по хронотипу становятся «совами».
Чтобы уравновесить потребности и особенности подростков, следует применять project-based learning. Проектное обучение включает социальную составляющую, поэтому старшеклассники, имея базовые знания, погружаются в решение творческих задач, совместную работу в группе. Именно тогда задействуется эндогенное внимание, которое не требует чрезмерных затрат ресурсов со стороны головного мозга и позволяет быть сосредоточенным на протяжении длительного времени.
Другая функция дофамина — формирование целеустремленности и мотивации. Если научиться самостоятельно контролировать выделение дополнительного дофамина в мозге, можно успешно преодолеть лень и прокрастинацию (в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел- прим.)
Выделение в мозге дофамина можно стимулировать физической активностью, спортивными тренировками или… мечтаниям.
Когда подросток представляет, каким крутым он будет, когда выполнит задание / проект / презентацию, как результаты его труда высоко оценят учитель и одноклассники, мозг выделяет дофамин. А подросток учится самомотивации.
Ошибки обязательны!
Ошибка — очень эффективный инструмент обучения. Мозг не будет учиться, если он недостаточно или чрезмерно активирован. Ошибка обеспечивает умеренную активацию (тонус) головного мозга. Работает это так: когда вы вдруг неожиданно получили вознаграждение, производится тот же дофамин, да еще и в большом количестве, вызывая состояние удовлетворения, эйфории. Именно поэтому всем нравятся неожиданные приятные сюрпризы. Мозг, конечно, стремится повторить ситуацию, после которой дофамин снова выделится.
Теперь представим подростка: он выполняет задачу, знает, как ее решить, и ожидает правильный ответ. Дофамин выделяется, ребенок доволен, что сейчас получит хорошую оценку. Но здесь происходит ошибка, дофамин НЕ выделился, и мозг не получил ожидаемого вознаграждения. В результате активируется участок мозга, который называется «передняя поясная извилина». Она распространяет свои импульсы одновременно в разные отделы мозга. И мозг автоматически активируется и без вашего «вмешательства» начинает искать, где была допущена ошибка.
Итак, благодаря ошибкам мозг может учиться сам. А поговорка о том, что надо учиться на чужих ошибках, не всегда верна. Человек никогда не научится, не допустив своих ошибок. Ошибки при усвоения нового материала являются обязательными!
Чего не стоит требовать от подростков:
- Умения планировать и выполнять запланированное: в мозге подростков идет борьба двух структур — лобной коры и зон-соблазнителей (центра удовольствия, центра страха), и чаще побеждают последние.
- Силы воли — за это отвечает лобная кора. У подростков она работает неэффективно, но активность этой части мозга с возрастом возрастает.
- Стабильной работы головного мозга: 15-20 лет — самый активный период переформатирования коры головного мозга, поэтому стабильность и рациональность — это не про подростков.
osvitoria.media