Согласно новому докладу ЮНЕСКО насилие и запугивание в школе являются серьёзными глобальными проблемами.

Публикация «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе», будет представлена на крупнейшем в мире совещании министров образования и профессиональной подготовки — Всемирном образовательном форуме 2019 года, который проходит в настоящее время в Лондоне (Соединенное Королевство).

Доклад демонстрирует, что, несмотря на сложность проблемы, некоторые страны достигли значительного прогресса в снижении уровня или сдерживании насилия и запугивания в школе.

В публикации представлены самые свежие и всеобъемлющие данные по проблеме насилия и запугивания в школе, приводится анализ глобальной и региональной распространенности и тенденций, природы и последствий этой проблемы, а также успешных национальных мер реагирования. В публикации собраны количественные и качественные данные, полученные на базе глобальных и региональных опросов, охватывающих 144 страны и территории во всех регионах.

Согласно данной публикации, почти каждый третий из учащихся (32%) по меньшей мере один раз в прошлом месяце подвергся запугиванию в школе со стороны сверстников. Примерно такая же доля учащихся подверглась физическим издевательствам. Физические издевательства представляют наиболее распространенный вид запугивания во многих регионах, за исключением Северной Америки и Европы, где наиболее распространено психологическое давление. Сексуальные издевательства во многих регионах являются вторым из наиболее распространённых видов издевательств.

Сексуальное издевательство подразумевает жестокие шутки, комментарии или жесты сексуального характера, считающиеся в некоторых, но не во всех странах, сексуальным домогательством с правовой точки зрения, в частности, в школьной среде. В этой связи в представленном докладе используется термин сексуальное издевательство. Сексуальное издевательство – это одна из форм сексуального насилия.

16стр

Рисунок 1 — Процентная доля учащихся, подвергшихся издевательствам, физическим дракам или физическим нападениям, по регионам (стр.16) 

Проблема насилия и запугивания в школе затрагивает учеников как женского, так и мужского пола. Физические издевательства более распространены среди мальчиков, тогда как психологические издевательства наиболее распространены среди девочек. Доклад также отмечает увеличение числа издевательств в киберпространстве и с помощью мобильных телефонов.

Дети, которые так или иначе отличаются от остальных, наиболее часто подвергаются запугиваниям. При этом внешность является наиболее распространённым поводом для запугиваний и издевательств. По сообщениям учеников, второй повод по распространённости — расовые различия, национальность или цвет кожи.

Почему это важно?

Запугивания и издевательства оказывают серьезное негативное влияние на психическое здоровье, качество жизни и успеваемость детей. Дети, которые часто подвергаются издевательствам, почти в три раза более склонны чувствовать себя аутсайдерами в школе. Кроме того, они в два с лишним раза более склонны пропускать занятия, по сравнению с детьми, которые не так часто подвергаются запугиванию. Успеваемость таких детей хуже, чем у их сверстников. Кроме того, они чаще прекращают учебу после окончания средней школы.

Решения существуют

Ряд мер доказали свою эффективность в снижении и поддержании низкого уровня насилия и запугивания в школе.

Число издевательств сократилось почти на половину в 71 опрошенной стране и территории. Примерно такой же доле стран также удалось снизить количество драк или физических атак. Эти страны объединяет ряд общих факторов, обеспечивающих их успех, в частности,   приверженность обеспечению безопасной и позитивной школьной среды и классной обстановки, эффективные системы отчетности и мониторинга насилия и запугивания в школе, программы и меры, основанные на достоверных данных, подготовка и поддержка учителей, оказание поддержки и помощи пострадавшим ученикам, расширение прав, возможностей и участия учащихся.

Политическое лидерство и   целеустремлённость на высоком уровне, наряду с эффективными правовыми и политическими рамками, помогающими бороться с насилием в отношении детей, а также насилием и запугиванием в школе, доказали свою эффективность в снижении и поддержании низкого уровня насилия и запугивания в школе.

11стр

Рисунок 2. Концептуальные основы школьного насилия и издевательств (стр.11)

Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования г-жа Стефания Джаннини заявила: «Нас очень обнадеживает, что почти половине стран, по которым имеются данные, удалось снизить уровень насилия и запугивания в школе. Это доказывает, что, благодаря сочетанию сильного политического лидерства и других факторов, таких как подготовка, сотрудничество, отчетность и мониторинг, мы можем развеять атмосферу страха, вызванную насилием и запугиванием в школе. У всех детей и молодых людей есть право на безопасную, инклюзивную и эффективную образовательную среду».

«Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе» — это вклад ЮНЕСКО в кампанию «Учиться в безопасности», новую инициативу, призванную покончить с насилием в школе, чтобы дети могли свободно учиться, развиваться и достигать своих целей. Изначально кампания была разработана членами Глобального партнерства по прекращению насилия в отношении детей: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Департаментом международного развития Соединенного Королевства и Инициативой Организации Объединенных Наций в области образования девочек.

Публикация на английском доступна здесь:

https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366483

Вас может заинтересовать