Детей важно готовить к чрезвычайным ситуациям для того, чтобы информация, которую они могут получить в самой ситуации, не была шокирующей и травматической. Подготовка делает стресс ребенка «экспертным», выводит ребенка и взрослого из состояния травматической беспомощности и уязвимости. Мы противопоставляем тревоге – продуктивные действия.

Мы говорим о безопасности не потому, что что-то опасное должно произойти, а для того, чтобы «натренировать мышцу безопасности», чтобы ощущать свою силу в любой ситуации.

Психолог Светлана Ройз подготовила следующие рекомендации для взрослых, как говорить с детьми о чрезвычайных ситуациях. О чем говорить, как говорить и действовать.

Когда и как?

Важно начать разговор, когда вся семья собирается вместе, идеально сесть в круг, чтобы все были видны, все были включены в разговор и внимание равномерно было распределено между всеми членами семьи.

Важно, чтобы родители говорили спокойно и довольно медленно, наблюдая за изменениями позы и реакциями ребенка, давая возможность каждому ребенку проявить реакцию, для каждого выбрать его/ее собственную ответственность, каждого назначая «супергероем безопасности».

Важно рассказать детям о своем опыте переживания опасности, о том, как справились с ним — но вы не были готовы, никогда не тренировались и не знали, как действовать в таких ситуациях, поэтому потратили  время и силы. Но справились бы легче, если бы знали правила. Что вы очень надеетесь, что детям эти знания никогда не понадобятся, но все супергерои должны это знать.

Важно легитимизировать страх ребенка и самим сказать: мне иногда бывает страшно, когда я вижу в мультфильмах и фильмах пожар или когда думаю о землетрясении. Когда думаю о том, что что-то может нам угрожать. Но ведь я взрослый, и сейчас у меня много знаний и силы, а МЫ ВМЕСТЕ – мы знаем правила и со всем справимся.

Алгоритм подготовки:

  1. Рассказываем теорию и объясняем зачем
  2. Привлекаем к игре – тренировка
  3. Закрепляем в тренировочном действии

Все этапы можно разделить на две части. Беседа и игра с ребенком 5 лет до 15-20 минут.

1 – Рассказываем («Голова»):

Вместе с детьми рассуждаем о том, что такое безопасность?

В разговоре о безопасности мы говорим о том, что ощущение безопасности может быть внутренним: когда мы уверены в себе, своих знаниях, своих силах, когда мы знаем правила, когда уверены друг в друге, когда знаем, что нас никто не предаст, что мы можем рассчитывать на помощь. Спрашиваем у детей: на что они опираются внутри (качества, знания, …), есть ли у них знакомые (дети и взрослые), с кем они чувствуют себя защищенными.

Выдумываем вместе идеальное защищенное (возможно, воображаемое) пространство (рисуем, вылепляем его).

2 – Привлекаем к игре («Сердце»)

Играть в супергероев безопасности.

Переходим к теме – а как мы можем позаботиться о безопасности? (Правила дорожного движения, как мы заходим в лифт, не открываем дверь чужим, моем руки после прогулки, перед едой, носим маску во время карантина, не идем с незнакомцами, проверяем электроприборы, выключаем газ и воду, когда едем в отпуск).

А если вдруг происходит что-то неожиданное, то, что не зависит от нас – пожар, болезнь, землетрясение, военные действия?

Дети должны знать свои имя и фамилию, знать номера служб, знать номер телефона родителей.

Сирена: Чтобы сообщить людям об опасности, раздаются сигналы – они специально очень громкие, чтобы все услышали и отреагировали (попробуй сам издать самый громкий и неприятный звук).

ГДЕ ЗАПРЕЩЕНО НАХОДЯТЬСЯ

в случае чрезвычайной ситуации (ванные комнаты и туалеты из-за опасности отламывания керамических плиток; у тяжелых вещей, окон и стеклянных вещей в лифте).

БЕЗОПАСНЫЕ МЕСТА ВНЕ ДОМА

Необходимо убедиться, что дети знают безопасные места в школе и возле нее, возле игровых площадок и в любом другом месте, где часто бывают.

Также необходимо разъяснить им принцип, согласно которому они будут выбирать правильное укрытие даже в совершенно незнакомых местах.

ЧЕМОДАНЧИК БЕЗОПАСНОСТИ

«Чемоданчик безопасности», где собрано самое важное, то, что нам может пригодиться во время любых ситуаций. Можно поиграть с детьми в поездку на неизвестную планету. Что бы они с собой взяли самое важное?

Рассказать ребенку, что мы положим туда и зачем. Каждый член семьи должен знать, какие предметы в чемоданчике.

За каждым важно закрепить то, что он делает как «супергерой безопасности»: берет игрушку, домашнее животное, фонарик, бутылку воды, открывает и закрывает дверь.

Спросить ребенка: а что бы ты положил прежде всего? Что для тебя самое важное?

Поиграть с ребенком: что кладется в «чемоданчик безопасности».

  • Уведомление. В случае чрезвычайной ситуации необходимо как можно скорее сообщить об этом взрослому члену семьи или другому ответственному взрослому.
  • Выключение. Закрыть газовый кран и выключить электричество, чтобы предотвратить возгорание и распространение пожара.
  • Выход в безопасное место. В зависимости от вида чрезвычайной ситуации покинуть место происшествия. К примеру, выйти на открытую местность.
  • Изоляция. Установите препятствия между вами и источником угрозы. К примеру, закрыть дверь, препятствуя распространению пожара.
  • Действия. Например, во время ракетных и минометных обстрелов спуститься в хранилище или лечь на пол у внутренней стены; подняться на высокое место в случае наводнения; спуститься по лестничным маршам и выйти из дома на открытое пространство во время землетрясения.

БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ

Вместе с ребенком проверяем, насколько защищено пространство в доме:

  • Какие предметы могут упасть – полки, стеллажи, стеклянные принадлежности, бытовая техника на колесах.
  • Знать, как перекрыть газ и воду.
  • Собрать вещи в «чемоданчик безопасности». Убедитесь, что все знают, что это за вещи.
  • Список контактов в сложных ситуациях.
  • Плакат или список (для малышей с рисунками) – что делать, если…
  • Список действий, помогающих справиться с тревогой (дыхание с акцентом на выдох, ощущение стойкости стоп, положить руку на живот и подышать, размахивать руками, опереться о стену)
  • Защищенное пространство в доме или на улице точно знать, где это место, ничего не мешает ли до него добраться, или закрепленные вещи, мебель.

3 – Действуем («Руки»):

Закрепляем в действии – играем у супергероев безопасности (можно сделать браслеты супергероев).

Пойдем по дому и исследуем: что нужно спрятать в шкаф, хорошо ли закреплены стеллажи и полки, не упадет ли ваза и прочее.

Взрослые подают сигнал:

сначала это тихие или смешные звуки, постепенно делаем их более громкими (пожар, землетрясение, сигнал тревоги) – и вместе с ребенком «действуем».

Важно, чтобы взрослый поддерживал детей, подсказывал, что нужно делать (взять фонарик, телефон, взять за руку взрослого, проверить, выключен ли свет и прочее), подчеркивал, что получается правильно, не торопил.

Важно, чтобы действие закреплялось в ощущении безопасности.

После того, как все «спасались», важно сказать – МЫ В БЕЗОПАСНОСТИ! МЫ ВМЕСТЕ.

Мы все супергерои.

 

 

Источник: Иллюстрированные рекомендации психолога Светланы Ройз «Супергерои безопасности», перевод с украинского.

При разработке использованы материалы Службы тыла Государства Израиль

Photo by TK on Unsplash

 

Вас может заинтересовать