ВБО «Точка опоры» при поддержке образовательной организации США  GLSEN осуществила Национальное исследование школьной среды в Украине с целью получения данных о травле по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в школах и её влиянии на жизнь ЛГБТ-подростков.

Об исследовании

Исследование школьной среды осуществлялось в форме онлайн-опроса. Чтобы достичь максимально возможной репрезентативной выборки ЛГБТ-подростков, опрос происходил через национальные, региональные и местные организации, которые предоставляют услуги и занимаются адвокацией прав человека среди ЛГБТ-молодежи, а также путем рекламы и публикаций в социальных сетях — Facebook и ВКонтакте.
Окончательная выборка составила 718 учениц и учеников, которые посещали школу в течение учебного года 2016/2017.

Средний возраст респондентов — 16 лет. Это преимущественно учащиеся 9, 10 и 11 классов. География исследования охватила все регионы Украины, включая оккупированные территории Крыма, Донецкой и Луганской областей. Большая часть опрошенных — цисгендерные женщины (термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом — прим.)  — 64,6%, треть от общего количества идентифицируют себя как геи или лесбиянки — 35,1%.

Цели устойчивого развития, а именно Цель 4 призывает к 2030 году обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения. Однако, результаты исследования говорят о том, что представители ЛГБТ-сообщества подросткового возраста в Украине не только не защищены в школе, но и вынуждены пропускать занятия из-за травли.

Цифры

48,7% опрошенных в школе не чувствуют себя в безопасности из-за своей сексуальной ориентации.

88,5 % ЛГБТ-учеников и учениц испытывали словесную травлю в школе (в форме обзываний или угроз) из-за личных характеристик, чаще всего сексуальной ориентации (62,9%).

13,9% ЛГБТ-учеников и учениц в течение последнего года переживали физические нападения (избиение, нанесение телесных повреждений оружием) из-за сексуальной ориентации.

89,6% ЛГБТ-ученикам и ученицам приходилось слышать употребление слова «гей» для характеристики чего-то в негативном ключе. 45,3% из них отметили, что слышали такие высказывания часто или постоянно. 83,6% опрошенных ЛГБТ-учеников и учениц отметили, что такие случаи их угнетают.

55,3% из числа респондентов, докладывали об инцидентах школьному персоналу, и в ответ получали указание не обращать на это внимания.

ЛГБТ-ученики и ученицы, подвергались высокому уровню вербальной травли из-за своей сексуальной ориентации:
— вдвое чаще пропускают школу в течение последнего месяца по сравнению с теми, кто
подвергался низкому уровню издевательств (55,3% и 24,6% соответственно);
— имеют более низкие показатели успеваемости в обучении. Только 56,4% отметили, что их успешность
является средней или выше средней, тогда как среди тех, кто имел опыт низкого уровня травли, этот процент составляет 64,7%;
— демонстрируют низкий уровень самоуважения (39,6% против 52,3%), привязанности к школе (33,5% против 59,0%) и чаще имеют проявления депрессивных состояний (63,4% против 37,7%) по сравнению с опрашиваемыми с низкими уровнем вербальной травли.

Более подробно с Исследованием можно ознакомиться здесь.

Результаты исследования показали, что представители ЛГБТ-сообщества в Украине до сих пор остаются маргинализированной категорией общества, постоянно подвергается стигматизации, дискриминации, становятся жертвами преступлений на почве ненависти. Собранная в рамках данного исследования информация, подтверждающая наличие проблемы харассмента в отношении представителей ЛГБТ, особенно подросткового возраста, является чрезвычайно ценной для актуализации прав человека в школьной среде, необходимости внесения в учебные программы изменений относительно сексуального воспитания подростков, просвещения по вопросам толерантности и недискриминации.

Читайте и смотрите также:

Брошюра «Мой ребенок — другой». Ответы на вопросы родителей ЛГБТ-людей

Вебинар Марины Диденко «Как работать с родителями, имеющими ЛГБТ-детей?»

«Не такой как все»: что делать если вы узнали, что ваш ребенок гомосексуал. Мнение специалисток

You may also like