Данные ЮНИСЕФ говорят о том, что во всем мире 63% детей в возрасте от 2 до 4 лет на протяжении последнего месяца имели опыт физического наказания.
67% детей от 2 до 4 — опыт психологического насилия.
75% детей от 2 до 4 — имели опыт жестоких практик.
Только 9 % детей в возрасте до 5 лет живут в странах, где физические наказания в семьях полностью запрещены.
Многочисленные исследования показали, что любые наказания не только неэффективны, но и опасны. В долгосрочной перспективе они оказывают негативное воздействие на детей.
О том, что бесполезно, а порой и опасно думать, что наказание ребенка может привести к чему-то хорошему и пойдёт речь ниже.
В июне 2016 года была опубликована работа исследователей — доцента кафедры развития человека и семьи Университета штата Техас в Остине Элизабет Гершофф и доцента Школы социальной работы Университета Мичигана Эндрю Гроган-Кейлора. Они обнаружили, что чем больше детей шлепают, тем больше шансов, что впоследствии они бросят вызов своим родителям и будут склонны к антиобщественному поведению, агрессивности, столкнутся с когнитивными трудностями и проблемами с психическим здоровьем.
Их работа продемонстрировала сторонникам фраз «От шлепка вреда не будет», «Заслужил» и «Нас били и ничего — выросли» и прочих недетских глупостей, что телесные наказания в младшем возрасте ведут к агрессивности, неспособности прорабатывать и выражать свой негативный опыт, психологическим проблемам, снижению способности к познанию, низкой самооценке и сложностям в отношениях с родителями.
Сложности, вызванные применением к ребенку телесных наказаний, никуда не уходят ни в подростковом, ни во взрослом возрасте: это асоциальное поведение, депрессии, психологические проблемы.
Кроме того, применение телесных наказаний передается из поколения в поколение: чем больше нас били, тем больше мы будем склонны бить своих детей.
«Именно порка увеличивает вероятность широкого спектра нежелательных исходов для детей. Этот вид наказания вызывает эффект противоположный тому, который бы хотели получить родители», — убежден Гроган-Кейлор.
Исследовательница подчеркивает, что большинство американцев отдают себе отчет в том, что при воспитании детей они применяют физическое насилие, но они не готовы признать это явление потенциально оскорбительным.
«Мы обнаружили, что этот метод наказания скорее всего приведет к получению непреднамеренных вредных последствий и не приведет к тем долгосрочным эффектам, на которые рассчитывали родители, наказывая детей» — говорит его соавтор Элизабет Гершофф.
Авторы исследования отмечают жизнестойкость этого вида наказания, которое сохраняется на протяжении нескольких сотен лет, несмотря на то, что нет никаких четких доказательств об оказываемых положительных эффектах такого воспитательного приема.
При этом существует достаточно доказательств того, что он представляет вред для детского поведения и развития. По характеру и степени тяжести последствий этот вид наказания практически равнозначен применению к ребенку физического насилия.
Каким бы легким ни было телесное наказание, убеждены исследователи, оно, хоть и помогает достичь сиюминутного улучшения поведения, ведет к снижению способности усваивать жизненный опыт, из чего следуют проблемы в детско-родительских отношениях. Кроме того, у детей, к которым применяются телесные наказания, больше риск подвергнуться физическому насилию, а у родителей, применяющих эти методы, наблюдается повышенная тяга к агрессии.
Такое поведение родителей унижает детей, и как результат не только ухудшает их поведение, но и ведет к замедлению эмоционального развития. Психологи уверены, что в результате таких действий — ослабевает связи между родителем и ребенком.
В долгосрочной перспективе при часто повторяющихся «попыток» родителей научить наказав, ребенок привыкает к ним, и ему будет намного сложнее воспринимать социальные рамки и соответствовать им.
Окрики и унижения понижают самооценку, а в предподростковом возрасте это ведет к проявлениям, характерным для психических расстройств, и увеличивает риск стать жертвой насилия.
В 2009 году в США было проведено исследование, которое показало, что дети, в годовалом возрасте получавшие подзатыльники, к двум годам проявляют склонность к агрессии, а к трем испытывают сложности с социальной адаптацией. Дети, подвергающиеся телесным наказаниям, со временем проявляют все больше агрессии, участвуют в школьной травле, а в более старшем возрасте даже проявляют склонность к проявлению физической агрессии по отношению к партнеру. У детей, подвергающихся унизительным наказаниям, вырабатывается привычка обманывать, они воруют и прибегают к насилию.
Photo by Jon Tyson on Unsplash