Серия из четырнадцати видеозаписей консультаций к обучающему курсу «Тестирование подростков на ВИЧ» с подробными описаниями каждой из ситуаций.
Татьяна, 18 лет, живет в общежитие, употребляла алкоголь и наркотики
Контекст консультации:
Консультирование происходит на приеме в центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Консультирование не первичное, консультант хорошо знаком с клиентом, т.к. на протяжении нескольких месяцев они вместе работают над изменением поведения. В данной ситуации показан только фрагмент консультации, который направлен на определение альтернативного времяпровождения и восстановления в спортивной секции для закрепления результата работы над изменением поведения.
Предистория
Татьяна учится в ПТУ, приехала из маленького городка. Основные друзья у Тани появились в общежитии, куда она поселилась. В общежитии сложилась компания, в которой очень легко люди начинали употреблять алкоголь и вступать в сексуальные отношения. Другого круга общения у Тани не было, и она постепенно втянулась: сначала алкоголь, потом начала пробовать наркотики, два раза пробовала инъекционные, какие не знает, но «было хорошо». Инструментарий был общий в группе. Полгода назад она обратилась за консультацией в центр, так как поняла, что «пора завязывать», осознание пришло после того, как заразилась сифилисом во время одной из вечеринок. Анализ крови на ВИЧ был отрицательный в момент обращения и через 3 месяца. Совместно с консультантом был разработан план изменений, который Таня претворяет в жизнь уже 4 месяца, план включает в себя отказ от употребления алкоголя и наркотиков.
Стадия изменения поведения:
Действие/ Поддержание изменений
Риски к инфицированию ВИЧ:
— употребление наркотиков инъекционным путем;
— незащищенный секс с частой сменой половых партнеров.
Результаты тестирования на ВИЧ отрицательные.
Стратегии консультирования, которые использовал консультант:
(b) Избегать стимулирующих факторов, которые в прошлом вызвали рискованное поведение клиента.
(c) Определить замену, которая поможет клиенту справиться с эмоциональными и(или) физическими потребностями, которые стали причиной рискованного поведения в первую очередь.
Ключевые вопросы, которые использовал консультант:
- для определения ситуации, с которой пришел:
- Как дела? Где ты сейчас?
- Ты уже не общаешься с прежними друзьями, не употребляешь алкоголь как раньше?
- для определения отношения клиента к ситуации и определения стадии изменения поведения:
- Если бы ты не сменила свою комнату, можно было бы говорить об изменении твоего поведения?
- Что ты чувствовала бы, если бы ты не поменяла круг своего общения, и место проживания?
- для определения альтернативных способов времяпровождения и поддержания изменений:
- Ты говорила мне раньше, что занималась спортом. Расскажи мне об этом.
- Ты хотела бы сейчас восстановить занятия спортом? И что ты можешь для этого сделать?
Результат консультирования:
Больше 5 месяцев:
Таня съехала из общежития.
Татьяна перестала употреблять алкоголь и наркотики.
Клиент не вступает в половые отношения с частой сменой половых партнеров.
Таня сменила круг общения, и не возвращается к прежней моделе поведения.
На данный момент:
Клиент уже находиться на стадии действий. Задачей консультанта было определить возможные механизмы поддержания этих изменений, чем оказались – занятия спортом. Клиент готов к дальнейшим действиям в поддержание имеющихся изменений:
- после консультации Таня осознала, что ей необходимо расширить круг общения, начать посещать секцию плавания которое она забросила после школы, хотя подавала большие надежды.
- Девушка хотела бы возобновить заниматься КВН.
В данной консультации так же можно было определить дополнительные альтернативные факторы по поддержанию изменений, такие как:
— новые интересные знакомства;
— знакомство с молодыми людьми, которые имеют позитивную модель поведения, и налаживание с ними отношений для создания дальнейшей семьи;
— успехи в учебе и перспектива найти хорошую работу и т.д.
Стратегии консультирования, которые может использовать консультант:
(а) Определить системы поддержки, которые помогут вашему клиенту избегать рискованного поведения или создадут для этого благоприятные условия.
(d) Стать примером для подражания – это отличный способ помочь клиенту ощутить уверенность в том, что он/она сможет изменить свое поведение и сможет помочь своим сверстникам сделать то же самое.
(е) Определить выгоды, которые помогут вашему клиенту сохранить измененное поведение.