3 сентября 2020 года Исследовательское бюро ЮНИСЕФ представило новый отчет Worlds of Influence: понимание того, что влияет на благополучие детей в богатых странах.
Отчёт основывается на данных о благополучии детей с учётом национальной политики и контекста.
Новые данные отражают картину благополучного детства 41 страны ОЭСР и ЕС с использованием шести индикаторов в трёх областях (данные до COVID-2019).
Рассматриваются показатели удовлетворенности жизнью и самоубийств; физического здоровья, детской смертности и ожирения; навыки (чтение, математика), и социализации — поиск друзей.
«Если правительства не предпримут быстрых и решительных действий по защите благополучия детей в рамках своих ответных мер на пандемию, мы можем по-прежнему ожидать резкого роста уровня детской бедности, ухудшения психического и физического здоровья и углубления разрыва в навыках среди детей. Поддержка семей и детей, связанная с COVID-19, крайне недостаточна. Необходимо сделать больше, чтобы обеспечить детям безопасное и счастливое детство — прямо сейчас» — сказала Gunilla Olsson, директор Исследовательского офиса ЮНИСЕФ — Innocenti.
Основные выводы
Психическое здоровье: в большинстве стран менее 4/5 детей довольны своей жизнью. Самый низкий уровень удовлетворенности жизнью в Турции — 53 %, за ней следуют Япония и Великобритания. Дети, у которых меньше поддержки в семьях, и дети, над которыми издеваются, имеют значительно худшее психическое здоровье.
В Литве самый высокий уровень самоубийств среди подростков — ведущая причина смерти среди 15-19-летних в богатых странах — за ней следуют Новая Зеландия и Эстония.
Физическое здоровье: в последние годы увеличились показатели ожирения и избыточной массы тела среди детей. Примерно каждый третий ребенок во всех странах страдает ожирением или избыточным весом, при этом показатели на юге Европе также резко увеличиваются. Более чем в четверти богатых стран детская смертность по-прежнему превышает 1 на 1000.
Навыки: в среднем 40% детей во всех странах ОЭСР и ЕС не имеют базовых навыков чтения и математики к 15 годам. Дети в Болгарии, Румынии и Чили менее всего владеют этими навыками. Эстония, Ирландия и Финляндия — в топе стран по этому показателю. В большинстве стран по крайней мере каждый пятый ребенок не уверен в своих социальных навыках, чтобы заводить новых друзей. Наименее уверены в этом дети из Чили, Японии и Исландии.
Но есть и хорошие результаты. В среднем 95% детей дошкольного возраста сейчас охвачены организованными учебными программами. И сократилось количество молодых людей в возрасте 15-19 лет, не получающих образование, не имеющих работы или профессиональной подготовки.
Но есть опасения, что эти важные достижения могут измениться в обратную сторону из-за воздействия COVID-19.
Страны также ранжируются на основании той политики, которую они ведут в отношении благополучия детей, а также других факторов, включая экономику, общество и окружающую среду. Лучшие условия из исследуемых — в Норвегии, Исландии и Финляндии.
В среднем страны тратят менее 3% своего ВВП на политику в области семьи и детей.
«Cемьям нужны поддерживающие правительства и рабочие места, чтобы вырастить следующее поколение счастливых и здоровых граждан, особенно сейчас», — сказал Mr. Fayaz King, заместитель исполнительного директора ЮНИСЕФ.
«Инвестиции в детей — это прямые инвестиции в наше будущее».
Из-за вспышки COVID-19 в первой половине 2020 года в большинстве стран, охваченных отчетом, школы были закрыты более чем на 100 дней, а также были введены строгие правила пребывания дома. В отчете отмечается, что потеря членов семьи и друзей, беспокойство, ограничения на пребывание дома, отсутствие поддержки, закрытие школ, баланс работы и семейной жизни, плохой доступ к здравоохранению в сочетании с экономическими потерями, вызванными пандемией, являются катастрофическими для благополучия детей, влияют на их психическое и физическое здоровье, а также на их развитие.
До вспышки COVID-19 средний относительный уровень детской бедности в 41 стране составлял 20%. Поскольку ожидается, что в течение двухлетнего периода ВВП сократится почти во всех этих странах, если правительства не примут немедленных мер по исправлению положения, детская бедность вырастет.
Но исследователи уверены, что эти риски не обязательно должны стать реальностью, если правительства сейчас предпримут решительные действия для защиты благополучия детей.
ЮНИСЕФ призывает предпринять следующие шаги для защиты и улучшения благополучия детей:
- Принять решительные меры по сокращению неравенства доходов и бедности и обеспечить всем детям доступ к необходимым им ресурсам.
- Оперативно устранить серьезный пробел в услугах по охране психического здоровья детей и подростков.
- Расширить политику, ориентированную на семью, чтобы улучшить баланс между работой и семьей, особенно доступ к высококачественным, гибким и доступным услугам по уходу за детьми младшего возраста.
- Активизировать усилия по защите детей от болезней, которые можно предотвратить
Совершенствовать политику в отношении COVID-19, направленную на поддержку семей с детьми, и обеспечить полную защиту бюджетов, поддерживающих благополучие детей, от мер жесткой экономии.
Отчет доступен для ознакомления по этой ссылке.
По результатам панельной дискусси, прошедшей онлайн 3 сентября 2020 года — WORLDS OF INFLUENCE: Shaping policies for child well-being in rich countries — A policy panel discussion, а также материалам www.unicef-irc.org
Фото: Unsplash