Обзор препятствий для предоставления социальных и медицинских услуг для подростков в сфере противодействия ВИЧ.
Право на социальную защиту является одним из наиболее важных соціально-экономических прав человека. Его осуществление предполагает ряд государственных и общественных мероприятий.Однако традиционные механизмы (семя, учебные заведения, взрослые) обычно не могут обеспечить подростков группы риска необходимой социальной помощью. Поэтому эту обязанность берут на себя социальные организации – общественные, благотворительные, и т.д, но и здесь существуют барьеры для оказания эффективной помощи подросткам. Ниже мы перечислим основне из них.
По словам медицинских работников, такие барьеры препятствуют их эффективной работе с подростками:
- Правовой статус подростков до 14 лет, которые не могут получать медицинскую помощь самостоятельно;
- Отсутствие осведомлённости подростков о проблеме ВИЧ, особенно в сельских районах и среди подростков группы риска (ПГР) и, как следствие, неспособность оценить рискованность своего поведения по отношению к инфицированию ВИЧ, отсутствие информации об учреждениях, которые предоставляют услуги консультирования и тестирования на ВИЧ (КиТ);
- Психологический барьер обращение за КиТ как результат отсутствия понимания ценности здоровья и страх «разоблачения» родителей;
- Территориальный барьер для подростков из сельских районов (удаленность от мест, где можно получить услуги);
- Нехватка персонала;
- Слабая координация работы медицинских и социальных услуг.
Работники социальной сферы часто сталкиваются с такими проблемами :
- небольшое количество неправительственных организаций (НПО), чьи услуги ориентированы на подростков, особенно подростков моложе 14 лет;
- необходимость обязательно привлекать врачей к процессу тестирования, а также необходимость ориентироваться на их график работы, что может быть неудобно для клиентов;
- необходимость привлечения к соблюдению формальностей службу по делам несовершеннолетних, что занимает много времени;
- неспособность получить полный комплекс услуг КиТ, включая тестирование, на базе большинства ЦСССДМ вследствие ограниченных ресурсов;
- дальнейшее обследование подростков (особенно ПГР) для подтверждения диагноза и постановки на учёт из-за отсутствия координации в оказании услуг между специалистами медицинских и социальных служб.
- отсутствие гендерного подхода в консультировании подростков.
Фактически, основные проблемы, стоящие перед организациями, которые работают с подростками, сводятся к следующим:
- неопределенность в отношении правового статуса подростка.
- отсутствие опыта работы с подростками в сфере противодействия ВИЧ.
1. Неопределенность правового статуса подростков.
«Уже не ребёнок, ещё не взрослый» — такой ответ дают на вопрос «Кто такие подростки?». В самом деле, подростковый возраст начинается после наступления полового развития и продолжается до возраста, который юридически определяется как возраст наступления совершеннолетия. По данным Всемирной организации здравоохранения, подросток имеет возраст 12-19 лет, и в соответствии с законодательством Украины, совершеннолетие наступает в 18 лет.
18-19 лет – подросткиэтого возраста, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины, являются соверешннолетними, что позволяет им получать услуги КиТ без каких-либо ограничений и без необходимости привлечения третьих лиц.
14-17 лет – относительно этой возрастной категории есть расхождения. Согласно Постановлению для КиТ, тестирование лиц в возрасте 14 лет и старше осуществляется добровольно, при наличии согласия после полученной консультации относительно особенностей теста, его результатов и возможные последствия, а также при условии не разглашения конфиденциальных личных данных, включая данные о состоянии здоровья. Но согласно закону, медицинский осмотр несовершеннолетних в возрасте до 18 лет должен проводиться с согласия их родителей или их законных представителей, которые имеют право присутствовать в ходе такого смотра. В случае обнаружения ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, сотрудник медицинского учреждения, в котором было проведено медицинское обследование, должен сообщить об этом родителям или другим законным представителям интересов ребёнка. И так как Закон имеет большую юридическую силу, чем Постановление для КиТ, сотрудники служб, работающих с молодёжью, должны действовать в соответствии с законом.
2. Отсутствие опыта работы с подростками в сфере противодействия ВИЧ.
Текущее Постановления для Кит предусматривает, что консультанты должны пройти специальную подготовку, но каков порядок этого обучения, и какие учреждения имеют право осуществлять его, там не указаны. Согласно информации, полученной от Государственной службы Украины по борьбе с ВИЧ/СПИДом и другими социально опасными заболеваниями, при Национальной медицинской академии последипломного образования имени Шупика читается курс усовершенствования для врачей относительно проведения КиТ по ВИЧ. Этот блок утвержден в качестве учебной программы, т.е. он включён в государственную систему последипломного образования врачей. Но нет закрёплённой на уровне нормативно-правового акта процедуры получения сертификата консультанта с КиТ.
И как уже упоминалось выше, также отсутствует опыт в координации работы социальных и медицинских служб, правительственных и неправительственных организаций в области противодействию ВИЧ-инфекции среди подростков, особенно среди подростков группы риска. Это тоже усложняет работу и создает барьеры доступа к услугам по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.
Статья подготовлена по материалам отчета Analysis_VCT_for_MARA_UA