Данное руководство предназначено для активистов ключевых уязвимых групп, организаций гражданского общества и организаций сообществ (далее — НПО) и содержит информацию о том, как принять участие в значимой и прозрачной бюджетной адвокации на национальном и субнациональном уровнях. Руководство также можно использовать в адвокационной работе с уязвимыми группами населения, хотя при разработке документа эта задача не была приоритетной.
Цель руководства: обеспечить устойчивость и качество услуг для ключевых уязвимых групп населения стран ВЕЦА. Для одних стран это означает поддержку уже существующих уровней финансирования и предоставления услуг, для других — решение новых проблем, для третьих — необходимость внедрения эффективных услуг или значительное расширение списка услуг.
Руководство обобщает деятельность Евразийской ассоциации снижения вреда (ЕАСВ) по оказанию технической помощи и поддержки, созданию дополнительных возможностей и облегчению переходного периода, связанного с интеграцией услуг снижения вреда в национальные системы здравоохранения и социальной защиты, и обеспечению выделения государственных средств на эти услуги. Может показаться, что в документе слишком много внимания уделено именно услугам снижения вреда, но, как показывает наш опыт, уязвимые группы во многом пересекаются друг с другом и, в данной связи, их объединение (а не противопоставление или конкуренция) для совместного решения общих проблем является наиболее эффективным подходом.
Основная задача руководства — мотивировать ключевые уязвимые группы и НПО стран ВЕЦА к активному участию в процессах разработки национальных бюджетов, чтобы обеспечить устойчивость программ снижения вреда и увеличить объем средств, выделяемых из государственных источников на эти программы. Страны ВЕЦА столкнулись с серьезной проблемой резкого сокращения финансирования со стороны Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и, одновременно, ухудшения эпидемиологической ситуации среди наиболее уязвимых групп. Последнее, в частности, связано с низким уровнем выявляемости ВИЧ‑инфекции, низким уровнем приверженности к антиретровирусной терапии (АРВ‑терапии) и все более усложняющейся ситуацией в отношении вирусных гепатитов и других сопутствующих заболеваний.